Авторское право для копирайтеров

Авторское право для копирайтеров

Объектом работы фрилансеров и копирайтеров является интеллектуальная собственность. В случае с копирайтерами это всевозможный текстовой контент — статьи, сео-тексты, описания товаров, заголовки и прочее. Фрилансеры могут быть авторами фотографий, виджетов, заставок, сайтов.

Занятно, что сам термин авторское право происходит от английского слова copyright — право копировать, производить, которое созвучно с названием профессии копирайтер.

Каким же образом можно защитить свою интеллектуальную собственность и какие есть права у копирайтера?

В России вопросы защиты авторского права регулирует Гражданский кодекс часть 4 глава 70. Закона, посвящённого этому вопросу нет. Действовавший до 2008 года закон «Об авторском праве и смежных правах» потерял силу с введением в действие норм Гражданского кодекса. Всевозможные редакции закона об авторском праве, которые можно найти в интернете не имеют никакой юридической силы и нет смысла тратить время на их скачивание и изучение.

Согласно Гражданскому кодексу авторские права разделяют на:

  • Исключительное право (оно же имущественное)
  • Личные неимущественные права

Что такое личные неимущественные права автора

В Гражданском кодексе в ст. 1265 закреплено право на авторство и на имя.

Никто кроме автора не имеет право присваивать себе авторство на произведение или подписать его собственным именем или псевдонимом. На примере с автором художественной книги всё понятно. Писатель является собственником сюжета, персонажей и всего, что написано в его романе. Но как этот пункт работает в случае права копирайтера?

Согласно законодательству РФ авторские права неотчуждаемы. Копирайтер, продавая свои тексты, передаёт права на их использование своим заказчикам, с которыми он даже может не быть знаком лично и даже не знать их имён, если сотрудничество происходит через биржи фриланса. Заказчик получает право публиковать контент на своих ресурсах и распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако, заказчик, даже заплатив за тексты и получив их в своё распоряжение, не имеет право подписывать их другим именем или псевдонимом. Право на авторство остаются за копирайтером. Авторские права нельзя продать, передать, обменять на что-либо или завещать. Автор останется автором при любом формате сделки.

Право называться автором контента не может перейти к заказчику даже после стопроцентной оплаты текста. В интернете сложилась практика, что тексты публикуются на сайтах вовсе без указания авторства. Таким образом, права копирайтеров в плане авторства так или иначе защищены.

Сложнее дело обстоит с правом на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений, которое регулируется в статье 1266 ГК РФ.

Однако в интернете часто происходит, что заказчик вносит коррективы в тексты, присланные копирайтером. Это может быть связано с необходимостью внести обновлённую информацию о товарах или услугах, или просто увеличить объём текста. Не всегда копирайтер в курсе об этих изменениях. Копирайтеры часто даже не интересуются, где и на каких ресурсах размещаются их работы, особенно, если автор выполняет задания потоком, где подразумевается большой объём сдачи текстов.

Право на обнародование произведения регламентируется в статье 1268 ГК РФ. Это право позволяет обнародовать контент самому или дать согласие на публикацию другим лицом:

Таким образом, любой автор, размещая тексты на своём сайте или в своём блоге, или продавая их заказчикам для размещения на их ресурсах, реализует право на обнародование своих произведений.

Всё вышесказанное относится к личным неимущественным правам, то есть праву называться автором контента и подписывать его своим именем.

Исключительные имущественные права

Эти права позволяют распоряжаться произведением, получать и распределять прибыль. Как раз эти права переходят к заказчику после оплаты текста или другого контента.

С понятием исключительные имущественных прав тесно связано понятие служебного произведения:
Согласно часть 1 статьи 1295:

Таким образом, любой разработчик контента под заказ — дизайнер, фотограф, копирайтер связан договорённостью или договор с заказчиком, по которой он обязан создать произведение по определённым критериям. Это произведение будет считаться служебным. В этом случае исключительные, по-другому, имущественные права на контент переходят к заказчику сразу после создания произведения автором. Однако неимущественные авторские права на текст или другой контент(имя, на авторство) остаются за фрилансером или копирайтером.

Ещё один важный момент для фрилансера. Поскольку он остаётся автором своих произведений, даже после их продажи, то он имеет право публиковать их в своём портфолио.

Таким образом, законодательство России закрепляет за авторами возможность получать вознаграждение за свои тексты и оставляется право называться их авторами даже после продажи заказчику. Заказчик не имеет право, не заплатив за тексты, размещать их на своих ресурсах в открытом доступе.

Какие права остаются у автора даже после продажи текста?

Даже после оплаты текстов и перехода прав использования на контент, заказчик не может подписывать произведения копирайтера своим именем или псевдонимом. Это происходит в рамках неимущественных прав, которые по закону неотчуждаемы. Авторские права регламентируются Гражданским кодексом в части 4.

Скачать последнюю версию Гражданского Кодекса РФ можно, нажав на ссылку Гражданский кодекс РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *