Приемы работы с текстом

На этой странице опубликованы два блока по экспресс-составлению ключевых элементов текста: заголовка и первого абзаца, а также правила структурирования текста. Эти базовые приемы работы с текстом помогут решить важные задачи — составить заголовок, привлекающий внимание, эффектно начать статью так, чтобы у аудитории с первых фраз появилось желание прочитать статью полностью и грамотно оформить текст.

Блок 1. Заголовок.

Не приходится сомневаться, что заголовок — ключевой элемент текста. В наш век обилия информации читатель постоянно делает выбор в пользу того или иного источника. Часто именно заголовок решает, будет ли прочитана статья или пользователь переключит своё внимание на что-то более интересное. Каким должен быть заголовок, для чтобы наилучшим образом передать смысл статьи? Как оформить заголовок и какие можно использовать приемы, чтобы сделать его интереснее в глазах читателей? Ниже приводятся принципы работы с заголовком, которых будет достаточно для того чтобы этот элемент текста выглядел эстетично и привлекательно.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАГОЛОВОК

Каким должен быть заголовок

  • Точным
  • Кратким
  • Содержать только одну мысль
  • Нести полезную информацию для читателя

Как оформить заголовок

  • Расположите заголовок в верхней части страницы в центре
  • Заголовок должен быть большого размера по сравнению с основным текстом
  • Напишите каждое слова с заглавной буквы
  • Если заголовок длинный, разбейте его на части с помощью знаков препинания (например, тире или двоеточие)
  • Дополните заголовок подзаголовком

 

Объём заголовка

  • 5-10 слов или 60-140 символов

  • Заголовок желательно уместить в одну строку

  • Оптимально, если заголовок читается с одного взгляда. Читатель ещё не доверяет Вам и не готов сразу уделить много времени

Приёмы для заголовков

  • ПОЛЬЗА. Что нового и полезного может узнать читатель из статьи.

  • УЗКОСПЕЦИФИЧНОСТЬ. Узкая сфера направленности статьи(только здесь вы узнаете, как…)
  • ОБЕЩАНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ. Заголовок, намекающий на способ решения конкретной проблемы, привлечёт целевую аудиторию
  • РАЗВЛЕЧЕНИЕ. Что интересного читатель может узнать из статьи(лучшие сериалы всех времён)
  • ВОПРОС. Заголовок в форме вопроса побуждает задуматься над поиском ответа и прочесть статью, чтобы узнать этот ответ
  • ЦИФРЫ, СТАТИСТИКА. Показывают, что статья будет полезной и содержательной

  • ЛЮБОПЫТСТВО. Если в заголовке, есть намёк на нечто новое и интересное, то вероятность прочтения статьи возрастёт
  • ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ИЛИ МЕЧТЫ. Например: «Вы хотели бы похудеть за две недели до отпуска?»
  • СТРАХИ, ОПАСЕНИЯ. Почему не получается? Чем это может грозить?
  • ПРИЧИНЫ. «Восемь причин заказать подарок в мастерской уюта»
  • ПРИМЕРЫ. «Делай что-то как»
  • ССЫЛКА НА СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ. Собственный пример повышает доверие читателей и вызывает интерес.

Это только основные правила составления заголовка. Многому автор учиться постепенно в процессе работы, приобретая собственные знания и открывая оригинальные способы. Для того чтобы пополнить копилку своих приёмов работы с текстом можно воспользоваться уже готовыми заголовками, прошедшими проверку у аудитории. Формулы готовых заголовков можно найти здесь.

Блок 2. Как начать статью?

Как лучше начать статью для того чтобы не потерять читателя? Качественный заголовок — это хорошо! Но первый абзац текста не менее важен. Если при чтении первых предложения читатель почувствует скуку или увидит, что содержание статьи не соответствует заголовку — удержать его дальнейшее внимание будет практически невозможно. Простые и эффективные приёмы работы с текстом помогут автору приступить к изложению своих мыслей. Ниже приводятся правила и способы, как лучше начать статью, чтобы читатель проглотил её целиком.

Как начать статью

3 правила начала статьи

  1. Привлечь внимание.

    Зацепите внимание людей с самого первого предложения. Первый абзац заметки — очень важная часть работы, учитывая высочайшую конкуренцию в интернет-среде. Уже с самого начала заметки нужно заинтересовать читателя и дать представление о содержании. Первый абзац определит, будет ли ваша статья прочитана полностью. Если автору удалось остановить внимание, то текст будет прочитан полностью. Если первый абзац навевает скуку, то скорее всего у читателя не возникнет желание уделять время остальному тексту.

  2. Обозначить тему.

    В первых предложениях необходимо обозначить проблематику статьи, её основную мысль. Читателю необходимо представлять, что его ждёт дальше, чтобы понимать, стоит ли уделять время этой заметке или нет. Желательно обозначить тему так, чтобы вводный абзац не выглядел простым перечислением фактов и вопросов, о которых рассказывается в заметке. Абзац должен быть связным, интересным и легко читаемым.

  3. Сохранить интригу.

    В первом абзаце, ни в коем случае не раскрывайте сразу весь смысл заметки. Иначе любопытство читателя будет удовлетворено и он не будет видеть смысл в том, чтобы читать текст целиком. Пусть читатель думает: «Что будет дальше?». Так читателю захочется узнать развязку и он уже не переключится на чтение другого материала.

    Например, «Популярный шеф-повар поделился оригинальными способами приготовить холодный чай. Сейчас я расскажу о лучших его рецептах».

5 способов начать статью

  1. Интересный вопрос. Польза вопроса в начале статьи заключается в том, что он побуждает читателя ответить или задуматься над тем, каким должен быть ответ. Это вовлекает в чтение.

    Как Вы думаете, нужно ли оставлять утренние пробежки зимой?

  2. Статистические данные, факты. Цифры привлекают внимание на подсознательном уровне. Цифры в первых фразах покажут, что текст будет лаконичным и содержательным. Статистические данные – это хороший способ вызвать у людей доверие к тексту.

    Исследования учёных показали, что у 60% людей мимические морщины появляются из-за хронической усталости.

  3. Маленькая предыстория. Большинство людей предрасположены к историям и охотно читают их.

    Вчера я разговаривал с врачом, который проработал в больнице 25 лет. И вот что он мне рассказал.

  4. Пообещайте читателю выгоды от прочтения статьи. Человек будет пребывать в предвкушении полезного и прочитает статью полностью. Вы сразу обозначаете проблему, актуальную для читателя, и обещаете ее решение в статье.

    Благодаря следующим рекомендациям Вы сможете похудеть на 5 кг, не соблюдая строгую диету.

  5. Цитаты. Мнение известных людей способствует доверию к тексту. Цитата должна иметь непосредственное отношение к статье.

    Если Вашего бизнеса нет в Интернете, то Вас нет в бизнесе!
    Билл Гейтс

Эти несложные, но эффективные приемы работы с текстом помогут привлечь внимание аудитории с самых первых фраз. Ещё больше приёмов работы с текстом и способов начать статью можно найти в разделе «Шаблоны первого абзаца«.

Блок 3. Структура статьи

Работу над текстом заметно упрощает предварительная подготовка. Она заключается в том, что будущий текст разделяют на отдельные части с подзаголовками. Это позволит распределить материал, чётко сформулировать мысли, избежать повторений и абзацев «ни о чём». Текст, представленный в виде нескольких частей с подзаголовками легче воспринимается для чтения.

Структурирование — это простой и эффективный приём работы с текстом. Читатель видит, что автор потрудился оформить статью и уже это вызывает уважение по сравнению со сплошными «простынями» текстов без абзацев и разделений.

Статьи принято составлять по следующей структуре:

  • Заголовок
  • Преамбула
  • Подзаголовки, абзацы
  • Списки
  • Заключение

Структура статьи

Составляйте краткие и яркие заголовки, которые в одной фразе раскроют суть текста. Заголовок должен привлекать внимание, вызывать интерес. Следите за тем, чтобы заголовок отражал смысл текста и не был простым набором слов. Иначе у читателя возникнет разочарование и вы просто потеряете его. Заголовки принято располагать по центру. Можно выделить название статьи жирным шрифтом или заглавными буквами.

 

Преамбула или введение подготавливает читателя к восприятию основной мысли статьи. Во вводной части обозначается проблема, которую автор раскроет в основном тексте. Для введения достаточно 2-4 предложений.

 

 

Основная часть текста состоит из 2-5 частей, которые разделяют на абзацы. Для каждой части можно составить подзаголовок, коротко раскрывающий её суть. Отдельные части текста можно в свою очередь разделять на абзацы. Важные фрагменты или яркие мысли иногда выделяют другим шрифтом или подчёркиванием, чтобы привлечь к ним внимание читателя.

 

Для удобства чтения текста оформите его отдельные части в виде списков. Это поможет улучшить восприятие текста и выделить важные мысли. Структурированный текст смотрится аккуратно, позволяет, при необходимости, прочитать только отдельные его части. Представление информации в виде списков — это один из основных приёмов работы с текстом.

 

Не обрывайте статью, напишите в конце заключение из нескольких фраз. В заключении излагают краткие выводы по смыслу статьи. В случае с продающим текстом размещают призыв к действию(предлагают читателю обратиться в компанию, заказать товар, перейти на сайт, оставить контакты для обратной связи).

 

Это общепринятая структура статей для интернет ресурсов. Конечно, можно проявить изобретательность и придумать что-то своё. Главное, при этом учитывать требования заказчиков текста и интересы читательской аудитории.